среда, ноября 18, 2009

О фотогеничности

По роду своего увлечения я часто задавался вопросом – почему одни люди получаются хорошо на фотографиях, а другие не очень? Есть даже такое слово – фотогеничность. А от чего это зависит? Как этого достичь?
Моя предыдущая фотография вызвала бурю откликов. Я даже не могу привести все эпитеты, которые она получила. Ее даже назвали самой лучшей моей фотографией за всю мою жизнь. Особо отмечали профессионализм фотографа. Я все это слушал и только улыбался. А история этой фотографии следующая. Одна моя подруга очень хотела научиться фотографировать. Знаний по фотографии у нее не было, зато желания хоть отбавляй. И вот я взял свой аппарат, настроил, дал его подруге, стал объяснять, как его держать, куда смотреть, на какую кнопочку нажимать и как именно это делать. В качестве объекта обучающей съемки встал сам. Поскольку твердо знал, что эти фотографии пойдут в мусорку, даже не стал напрягаться что либо изображать. Потом уже, перебирая фото, решил попробовать отредактировать его в Фотошопе. Результат известен.
Другие мои 2 фотографии, которые понравились многим людям, тоже были неожиданностью для меня. Одну засняла Соня, другую я с помощью штатива. Обе были засняты в одни из самых трудных психологически периодом жизни. Мне тогда было настолько тяжело, что выдавливать из себя улыбку у меня не было никаких сил. Я просто хотел показать что мне плохо. А вышло наоборот. Почему?
Из моей практики фотографирования портретов я заметил одну особенность. Из первых 20 минут съемки обычно сложно выбрать хорошие фото. Только через полчаса непрерывного щелканья фотоаппарата человек расслабляется (или устает), и вот тогда и получаются интересные снимки.
Возможно, что при фотографировании большинство людей считают, что им нужно срочно что-то изобразить, одеть некую маску. Доходит до казусов, видишь живого человека с интересной мимикой, но стоит навести на него объектив, как он превращается в стандартную физиономию, которая уже была запечатлена на предыдущих 500 снимках. Да, есть люди, которые умеют хорошо одевать маски, актеры, манекенщицы. Они им как бы идут. Но у большинства людей маски неестественны. И если в обычной жизни они кажутся нормальными, то на фотографии они явно видны. Вот и получается, что на фото человек выходит не очень хорошо. На мой взгляд, в портретной фотографии интересна душа человека, то какой он есть внутри. А все остальное, как то техническая сторона фотографии отходит на второй план. Хороший свет, качественная техника, изумительная поза, а вот души нет на так называемых «художественных» фотографиях. Смотришь на людей, а это не живые люди, это манекены. Оно и понятно. Людей поставили позы, которые им абсолютно чужды, они напряглись, улыбнулись. Все, снимок готов. Но это в средних студиях. В дорогих более индивидуальный подход и вот там то и рождаются шедевры.

Но вообще то я не о студиях хотел поговорить, а о том, что человек интересен именно тем, кем он есть на самом деле, а не тем, кем он пытается быть. И вот когда слетает маска, вот тогда и проявляется душа, а на нее и посмотреть то приятно.
В завершении я хотел бы упомянуть Соню. Она носит маску при общении с папой, другую при общении с мамой, третью в школе, четвертую с друзьями. Но стоит на нее навести объектив, как маски исчезают, Соня преображается и мне ничего не остается, как просто нажимать на спусковой крючок. То ли это от того, что я очень много фотографировал ее, то ли это у нее от природы.

2 комментария:

Marina комментирует...

Дети всегда непосредственны, поэтому и фотогеничны. А взрослым, кто хорошо получается на фото, можно только позавидовать.

Анонимный комментирует...

C po une belle pic sa...:(
Ok, je joke...la...lo...lo