четверг, июня 04, 2009

Герой моего времени

Что-то последнее время потянуло меня на классическую литературу. Думаю, вот заходите вы сюда с целью почитать что-нибудь этакое про Канаду, а тут не записки эмигранта, а прямо-таки литературная страничка. Что поделаешь, ежели книжки меня волнуют больше, чем Канада со своими прибамбасами. Ну а про эмигрантов в Канаде вы можете почитать на дружественном блоге «Записки дважды эмигрантов». Мы же окунемся в более тонкие материи, в область размышлений и чувств.
На этот раз мои странствия завели меня в первую половину 19 века в образе офицера царской армии. Надо ли говорить, что персонаж Печорина весьма известен. Еще бы, книгу Лермонтова «Герой нашего времени» все в школе проходили. Проходить то проходили, но вот понимали ли? Надо сказать, что книги школьной программы я не очень то жаловал. В то время я четко для себя разделял книги на те, что интересные, и те, что нужно читать в школе. Соответственно большинство книг из школьной программы я считал скучными и никогда не читал. Данная книга входила в их число. Поэтому, если нужно, чтобы я избежал какой-либо книги, достаточно было ввести ее в школьный курс. Сейчас то я понимаю, почему это происходило. Все дело в возрасте. Для каждого возраста свои интересы. И дело тут не том, что у подростка не хватает ума, его то как раз было в избытке. Дело в житейском опыте. Может ли 13 летний пацан, входящий в период полового созревания, понять размышления искушенного женщинами мужчины? И нужно ли это ему? Зачем перескакивать этот путь. Пусть все идет постепенно. В общем, такие серьезные книги я не читал, увлекался фантастикой и приключениями, чему несказанно рад сейчас. Выходит, что иногда нехватка знаний идет на пользу. Меня не водили в музыкальную школу, поэтому сейчас я очень люблю музыку и играю на гитаре. Я избегал чтения классиков в школе, мне интересно их открывать сейчас.
Итак, что хочется сказать сразу, так то, что это обалденно классная книга. И очень современная. Мне даже кажется, что старшее поколение не в состоянии понять ее. У них другой менталитет. Мне так и хочется сказать, что Печорин именно ГЕРОЙ, и именно НАШЕГО времени. Очень часто я восторгался его действиями, он действительно привлекательный. Чего стоит описание соблазнения княжны Мери. Это вообще просто песня! Лермонтов как бы дает учебник «Соблазнение высокомерных барышень». При этом показывает основные ошибки, часто допускаемые молодыми людьми в этом деле. Как бы говорит: «Нужно делать именно так, и не в коем случае вот так». И что интересно, нынешние теории соблазнения женщин полностью совпадают с этим. Так что замысел изучать эту книгу в школе заслуживает одобрения. Жаль только, что книгу объясняют женщины в возрасте и уж они то саму идею переворачивают с ног на голову.
Рассматривая Печорина, я обнаруживал у него кучу привлекательных черт. Он очень интересен. Рассудителен, благороден, честен. И в какой-то момент я увидел, что у меня с ним хватает общего. Вначале это польстило, потом испугало. Персонаж то это печальный. И несмотря на то, что поступал он вроде бы правильно, за ним тянется шлейф загубленных жизней, разбитых сердец, как женских так и мужских. Нельзя сказать, что только Печорин является причиной такого расклада. Возможно, просто то состояние души приводило его к тем ситуациям. А душа Печорина мятежная. Лермонтов эту тему показал еще в знаменитом стихотворении «Парус», где персонаж несмотря на то, что находится в идиллической обстановке хочет бурных терзаний. Вот и Печорин, как тот мятежный парус, не может успокоится на этом свете. И сам прекрасно понимает это, осознает, что приносит неприятности другим людям и еще больше страдает от этого.
Персонаж Лермонтова очень похож на Пушкинского Онегина, только вот мне он нравиться значительно больше. Вероятно, это связано с тем, что повествование идет от первого лица, я сам использую этот прием, это больше притягивает. И вот еще, что интересно. Куча загубленных душ, жизней, а вот мне почему-то никого не жалко, никого. Ни княжны Мери, в конце концов Печорин поступил с ней также, как она поступала со своими ухажерами, даже милосерднее. Ни напыщенного Грушницкого, ни всего семейства Беллы. Пожалуй, единственный человек, которому я посочувствовал это Максим Максимыч. И заметьте, он тоже вел повествование.
Печорина не приняло то, тамошнее общество. Он никак не вписывался в него. Точно также он не вписывается и в современное общество, она его не понимает и не принимает. Это значительно проще сказать школьникам, что Печорин есть негативный персонаж, смотрите какой он плохой, и все тут. Не нужно вдаваться, почему он так сделал, это слишком тяжело. И очень грустно. Грустно от того, что понимаешь, насколько этот герой близок тебе.
Вот в чем мы с ним не сходимся во взглядах, так это в понятиях добра и зла. Печорин говорит, что остро видит в них разницу, для меня же она туманна. Как определить, что есть что? Мозгами уже не получается, остается сердцем.

4 комментария:

Леон комментирует...

Все дела бросаю, бегу в библиотеку за "Героем".

Морская комментирует...

Ты хотел коммент от филолога? Получай...
> "На этот раз мои странствия завели меня в первую половину 19 века в образе офицера царской армии"
Немного не понятно, кто был в образе "офицера царской армии" - "твои странствия" или "первая половина 19 века"?..

Стилистика-то у кого-то страдает местами...

Коммент от молодой и интересной женщины:
честно, воооообще не помню этот образ, но судя по восторженным отзывам об "учебнике соблазнения"... автор статьи не учел (или не научился по жизни), что игры в чувства (тем более - с целью соблазнить, то есть с целью априори неблагородной) до добра не доводят и достойную женщину не притянут.
Глубокая женщина, не пустышка, почувствовав фальшь и обман, испытает разочарование и, даже простив несколько раз, однажды просто устанет это делать...

Constantin комментирует...

Морской
1. Это я был в образе офицера царской армии. Что же может не совсем логично и стилично.
2." честно, воооообще не помню этот образ, но судя по восторженным отзывам об "учебнике соблазнения"... автор статьи не учел (или не научился по жизни), что игры в чувства (тем более - с целью соблазнить, то есть с целью априори неблагородной) до добра не доводят и достойную женщину не притянут."
Это как получается. "Книгу не читала, но осуждаю". Высказывание в духе учительницы языка. )))
3."Глубокая женщина, не пустышка " Интересно, а что это значит ;) Мне никогда не доводилось применять такой термин к женщине. Как бы это звучало? Типа: "О, я вчера был с одной женщиной, она такая глубокая, чуть весь не провалился" Но при этом она еще и не пустышка. Тогда позвольте спросить, чем она наполнена?
А вообще это здорово, скрестить шпаги с учительницей литературы, на ее же территории.

kolpachok комментирует...

Нет ни добра ни зла. Мир един. Каждый создает свою субъективную реальность, получая удовольствие от процесса. Печорин развлекался по-своему. Окружающие имели возвожность ОСОЗНАННО принять или не принять эту игру. Всё просто. А "глубокая женщина", видимо, играет в свою игру под названием "Разочарованная и уставшая прощать". Наверное, осознав это, она подумает: "Нравится мне эта игра или пора примерить другой образ?"