пятница, июня 26, 2009

Россия: Запад или Восток


Однажды, общаясь с эмигрантами из других стран, я сказал, что я родом из Азии. Все посмотрели на меня, на мои широкие глаза, с большим удивлением. Что- то не сходилось в моем образе и в моей фразе. Даже несмотря на то, что я объяснил, что Сибирь находится на территории Азии, людям было тяжело поверить в это. Принято считать, что Россия это европейское государство. Территория, язык, религия, культура, живопись, архитектура, музыка, все так или иначе связано с Европой. Не говоря о том, что русская национальность принадлежит к европеоидной расе. С Азиатской культурой у нас почти ничего общего. Так нам кажется. Но раз возникает вопрос о принадлежности России к Европе или Азии, то, наверно, что от азиатского у нас есть. Что-то в крови.
Я поделюсь своими наблюдениями. Как –то на уроке английского, нам читали статью о том как принято воспринимать работу на Западе и на Востоке. В качестве примера приводили высказывания детей на Востоке и на Западе. На Востоке мальчик может сказать, что его папа работает в фирме Sony или там Toshiba. На Западе же мальчик скажет про своего папу, что тот работает инженером или дизайнером. Чувствуете разницу? На Востоке принято работать на одну фирму годами, на Западе же больше на себя. Сразу возникает вопрос, а как у нас? Вспомнил, что я всегда называл вначале место, где работает мой папа, у уж потом кем. Да и сейчас, возможно, ребенок в России будет с гордостью говорить, что его папа работает в Газпроме, а уж кем, это мало кого будет волновать. Да и тот факт, что в России было принято работать на одном предприятии всю жизнь, может говорить о влиянии азиатской культуры на нашу жизнь.
Другой момент. В одной книжке наткнулся на мысль, что на Западе принято больше украшать жилище снаружи, а на Востоке внутри. Я часто здесь обращал внимание на то, как красиво все снаружи. Улицы красивые, дома, подъезды. Заходишь внутрь и замечаешь, что красота подчас уменьшается. Также удивляет то, что часто принято ходить в уличной обуви в доме. В России же на улицах может быть грязно, в подъездах вообще ужас, но заходишь в квартиру, и все сразу преображается. Дом прямо – таки сияет аккуратностью и изяществом. Люди вкладывают душу в него. Ну а в обуви ходить по дому это крайне неприлично.
Ну и наконец упомянем музыку. Да, безусловно, мы все выросли на западной музыке, мы ее очень любим, об азиатской же мало кто вообще слышал. Но есть своя особенность русской души. Песня, которая будет хитом на Западе, в России может не иметь успеха. Почему? Есть интересное наблюдение. Разные народы имеют разные привязанности к разным музыкальным гармониям. На Западе музыка больше мажорная, радостная. Даже вроде грустная «Yesterday» и та начинается с мажорного аккорда. Русские же хиты обязаны быть очень заводными, ритмичными, но в миноре. Эдакое разухабистое веселье, когда на душе очень грустно. Те, кто играют на гитаре, могут вспомнить, что большинство русских песен начинаются с аккорда ля минор и очень редко с ля мажор. Какой музыкальный ряд преобладает на Востоке я увы не знаю, но приведу один пример. Решил я как-то посмотреть, какие песни на айподе я слушал больше всего. К моему большому удивлению это оказались песни диско группы Arabesque. Вы, наверняка слышали о такой группе, она была очень популярна в восьмидесятых годах. И по каким-то причинам она мне продолжает нравиться и сейчас. Но что примечательно, здесь, на Североамериканском континенте они мало известны. Да вообще, стиль диско, который был очень популярен в России, здесь долго не задерживался. Я решил узнать побольше об этой группе и выяснил, что они помимо России были популярны в Японии и в других азиатских странах. Причем диски с их записями там успешно продаются до сих пор. Вот пожалуйста и еще одна связь с азиатской духовностью. Видимо монголо-татарское нашествие продолжает сказываться до сих пор.
Что же получается? Русские люди, имея европейский облик, культуру и так далее, внутри содержат что то азиатское. Да причем сами об этом не подозревают. Но может быть в этом и состоит загадочность русской души?

2 комментария:

Леон комментирует...

Наше сознание прогрессирует с той же скоростью, что и окражающая нас действительность (это я о прогрессе).
А вот подсознательное - гораздо медленнее (если вообще прогрессирует). Так что вряд ли мы так уж сильно изменились за последние 100 лет. А в 1918 поэт написал "Да скифы мы, да азиаты мы...". Хотя и жил не в Азии. Мне кажется, что вы оба правы - и ты и Блок :-)

Nicolas комментирует...

А мне всегда мерещилось, что Россия - это Евразия... А тут узнаю, что прожил долгие годы в Европе. ô_Ô