среда, апреля 29, 2009

Обычная школа

Рассказывая о различных аспектах жизни в Канаде, я часто прибегаю к своему любимому методу – сравнению. Это понятно. Не интересно же просто рассказывать о каком-либо событии. Гораздо проще и занятнее сравнить его с подобным, уже произошедшим. И поэтому я привожу свой опыт проживания в России. Это повышает интерес для местных жителей, которые читают мои записи. Они могут узнать, а как это происходит в другой стране.
Сегодня мне хочется поговорить о школе. Школе, куда ходят обычные дети получать знания. Обычная школа.
Стоит сразу сказать, что в местной школе дети проводят значительно больше времени, чем в русской, в той которой учился я. Здесь занятия начинаются в 9 утра, но дети должны быть за 15 минут до этого. Заканчиваются же в 3.40. Это связано с тем, что у детей здесь есть большая перемена, которую они обязаны, я подчеркиваю, обязаны проводить на улице. Родители могут приводить детей раньше или забирать позже, но для этого они обязаны оплачивать это. Напомню, что в Канаде действует закон о том, что дети до 12 лет не могут быть одни.
Ну так вот, дети приходят и их выстраивают в линейку во дворе, где они должны неподвижно стоять в течении 15 минут иначе их наказывают. Я когда это услышал, то вначале не поверил. Ведь в моей школе, где было коммунистическое воспитание и прессинг, такого небыло. Линейки были только раз в неделю. А тут каждый день. И может быть даже в мороз. На счет мороза еще одна история. Шокирующая для меня. Как-то зимой Соня вечером мне звонит и говорит, что она замерзла и простыла. Как раз накануне каникулов. Она не смогла танцевать в русской школе после этого. И как это произошло? В тот день было очень холодно. Пожалуй самый холодный день в году. Мало того, что было минут 20, так еще был сильный ветер и с этим фактором температура была минус 33. Даже для меня, хорошо одетого сибиряка, было холодно. Можно было только пробежаться до метро или до ближайшего магазина. Детей же в школе отправили на улицу во время перемены на 45 минут. Когда Соня замерзла и попросила надзирающего за ними преподавателя зайти в школу погреться, ей отказали. Не положено. Таковы правила. Представить такое в России я не могу. Чтобы замерзшего ребенка не пустить в школу погреться! И кто тогда эти «учителя» после этого. Зато огромная забота о детях! Я потом ходил в школу, разбираться с директриссой. Та объяснила мне, что у них есть специальный график, по которому, в зависимости от окружающей температуры, детей выводят гулять. Но видать ответсвенный за вывод детей оказался безответсвенным и на график не смотрел. Более того, обычно они должны выходить не больше чем на 20 минут, но именно в тот день не было каких то занятий и потому сделали 45 минут. Полная безалаберность учителей. Ладно безалаберность, но ведь должен же быть у них здравый смысл. После данного происшествия подарил Соне мобильник на всякий экстремальный случай. И объяснил ей, чтобы она не стеснялась мне звонить. Плевать, что в школу телефоны носить нельзя. Заодно растолковал, что не нужно сильно придерживаться правил, что нужно еще и мозгами соображать. Ну и потом, мы то ведь русские. У нас свой менталитет. Основная особенность русского менталитета это нарушение правил и законов. Это берет начало глубоко в истории. Русские таким образом приспосабливались выживать в тяжелых условиях. И если сила немцев в соблюдении законов, то сила русских в их нарушении. Но не стоит забывать и другое правило, наказывают не тех кто нарушает, а тех, кто попадается.
Как-то Соня меня обрадовала, что участвует в школьном спектакле. «Только ты, папа, наверно не поймешь спектакль, там сложные слова.» - Какие? – L’acte constitutionnel. – Ну конечно, папа бы ни в жизнь не догадался бы, что это за слова. Хотя странные слова для детского спектакля. Оказалось, что это про Новую Францию. Надо сказать, что у Квебека есть лозунг «Je me souviens», «Я помню». Он на каждой машине написан. Логично возникает вопрос, а что именно Он помнит? А помнит то, что более 300 лет назад Квебек принадлежал французам, а злые англичане их побили и забрали его себе. Причем без крупных баталий. И теперь, глядя на англофонов, квебекуа вспоминают то историческое событие. Вот память то! В России бы помнили так Куликовскую битву и махали бы перед татарами кулаком. Вот потеха бы была. Но в России это давно забыли, а в Квебеке со школьной доски это вбивают в головы детей. Ну чтобы любовь к англофонам у них тоже была. Да и английский язык учат так, чтобы потом не заговорили на нем.
Еще Соня рассказывала, что у них в школе поют песни про дискриминацию. Безусловно, цветные дети со школьной скамьи обязаны знать, что их дискриминируют. Тут уж я позволю небольшое философское отступление. Существует идея, что невозможно избавиться от чего либо, если с ним яростно бороться. Чтобы убить дракона, нужно стать драконом. Рубишь голову ему, вырастает две. Неграм (в русском языке слово негр не имеет негативного смысла, примечание для нерусскоговорящих читателей) внушают мысль, что существует дискриминация и благодаря этому она действительно существует. Для примера, мой знакомый, когда принимал на работу, одинакого относился к черным и белым. Если работник ошибется, напортачит что-нибудь, то знакомый одинакого его ругает, будь он черный или белый. Только вот белый молчит и принимает это к сведению, а черный сразу обвиняет его в расизме. Поэтому мой знакомый предпочитает брать на работу белых. Вот, пожалуйста и расизм. А не знали бы негры, что их угнетают, расизма бы не было.
Но это в обычной школе. А как в частных? Там другие приколы. Сижу я с другими родителями, обсуждаем дела детей в школе. Одна женщина рассказывает про то, что ее дочке дали задание ухаживать за куриным яйцом. Выдали яйцо, сертификат к нему, обязали проявлять заботу о нем. Теперь эта знакомая не может уйти с дочкой надолго из дома, ведь яйцо без присмотра оставлять нельзя, нужно нанимать бибисетера для него.
Другая знакомая поведала историю о том, что ее сыну дали задание сделать макет... Эрмитажа. Ну тут мы не смогли сдержать общего хохота. Видимо учительница представления не имела о том, что такое Эрмитаж. Посоветовали обойтись шалашом «Ленин в Разливе».
Да много чем учителя в школе забивают голову детям. Я всего и не знаю. Требовать многого от школы не стоит, лишь бы научили читать, писать, считать. Казалось бы это элементарно. Черт с ней с физикой, географией, литературой. Но не так просто, как кажется. Начнем с математики. Мне одна знакомая, частная преподавательница математики выдала: «Скажи мне в каком классе твой ребенок и я скажу, какие у него проблемы в математике». Получается, что тут не важны особенности ребенка, уже изначально в системе образования заложено то, что дети не будут хорошо знать вычисления.
Чтение и письмо. Тут дела пострашнее будут. Недавно открыл газету и прочел, что в Квебеке более 900 тысяч человек не умеют читать и писать. Практически полная безграмотность. И это при том, что жителей в Квебеке около 7 миллионов. Я даже не поверил в это, как такое возможно! Практически миллон людей не знает радость печатного слова. Впрочем, чему удивляться. Мало кто в Квебеке умеет правильно писать по французски. Французский письменный сильно отличается от разговорного. В том смысле, что на слух невозможно понять, что нужно писать. Помимо орфографии необходимо знать грамматику.
Приведу пример. Приходит ко мне Соня и просит расписаться в ее диктанте. Я немного удивился. Когда я учился нас заставляли только дневники на подпись к родителям носить. Если бы мы носили еще и диктанты, то тогда бы количество порций ремня я получал бы значительно больше. Беру Сонин диктант, начинаю читать. Сложно, много незнакомых слов, но все равно я пытаюсь разобраться. Зря что ли французский учил, да к тому же там пометки учителя, какой глагол в каком времени стоит. И мне становится непонятно, почему глаголы в Present находятся вместе с глаголами в Imparfait в одном предложении. Смысла как то не имеет. Причем повторю, пометку Imparfait поставила учительница. Наверно я что-то упустил во время своей учебы. Я расписываюсь и прошу учителя пояснить мне почему используется данное время. Через неделю Соня приносит снова этот листок, где учительница написала, что это Imparfait и все тут. Я в полном недоумении лезу в словарь и нахожу, что данная форма глагола это Present. У меня просто челюсть отвисла. Как так, учительница не может отличить Present от Imparfait! Это ведь не ямб от хорея, это настоящее время от прошлого! Хотел вначале написать училке, чтобы иногда заглядывала в словарь, но потом передумал. Нефиг умничать. Соне и без того там не сладко приходится, зачем лишние конфликты.
Раньше я не очень хорошо относился к советской школе, считал ее оплотом тоталитарного режима. Теперь же я должен отметить ее заслуги. Я переписываюсь со многими свестниками и обращаю внимание на то, что практически все пишут правильно. Просто заглядение. Исключение составляет только одна учительница родного языка, она пишет с опечатками. Причем опечатки прямо-таки по Фрейду, они показывают, что у нее находится в подсознании. Забавно.
Здесь же на учебу в школе большого внимания не обращают, заданий мало задают. Зачем государству грамотные граждане? Грамотность приводит к инакомыслию, а это вредит устоям общества. Это может вызвать нестабильность. Гораздо удобнее, когда люди мыслят в одном направлении, в том, которое выгодно правительству. И школа учит людей подчиняться какой-либо идее. И я не говорю, что это плохо. Это стабильно. Меньше вероятность каких либо социальных стихий и катаклизмов. Но ведь должны же быть в обществе умные люди, скажете вы, как же без них! А они есть! Для этого и существуют университеты. И вот там то обучение очень качественное, значительно лучше, чем в России. Я думаю, Николас подтвердит это. Только вот видимо учиться в них все не могут. Знаний и умений после школы недостаточно для большинства. Это своего рода отбор. Зато тот кто закончил университет, тот действительно специалист. И их не так то много. В России людей с высшим образованием значительно больше и некоторые из них жалуются, что они не нужны Родине. И ведь действительно, не нужны. Общество не нуждается в большом количестве умных людей, оно нуждается в стабильности. Возможно именно на этом и основывается стабильность и мирность Канады, в гармоничном соотношении социального общества.

1 комментарий:

Nicolas комментирует...

Дядь, Кость, ты совсем в англофоны подался! "Николя" как-то приятней на ухо звучит =)).

Школьное образование здесь намного слабее, чем в той же России... и в то же время - это НЕ ПРАВДА! Как так? А всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд! Например, здесь после школы попасть прямиком в универ невозможно - надо отучиться 2 года в Сежепе. А в России - пожалуйста! Т.е. глядя на этот факт сразу можно сказать, что школьное образование здесь слабое... =))

А теперь про то, что есть на самом деле! Во-первых, в России ты учишься 9 лет (8 по старой системе), а затем у тебя есть выбор: либо 10 - 11 класс, а потом в универ, либо после 9-го сразу в ПТУ, техникум и т.д.. В Квебеке же такого нет. Последним годом обучения в secondaire является именно 9-ый класс в эквиваленте с российским образованием! После дорога одна - в CÉGEP. Отучившись 2 года в Сежепе есть выбор: в университет, либо ещё год в том же Сежепе и готовый специалист класса "technicien".
Вывод первый. Когда мы сравниваем две школы (русскую и квакскую), то русскую надо сравнивать максимум до 9 класса, а не до 11!

Теперь о школьной программе. Я просто ТАЩУСЬ от местной школьной программы!!! ЛУЧШАЯ В МИРЕ! Почему? Например, в России всех учеников ОДИНАКОВО обучают наукам... А теперь вопрос! А всем ли россиянам нужна химия, физика, элементы высшей математики, биология, ... ??? Ответ прост - далеко не всем! Таким образом, классы в российской школе организованы по принципу на "середнячка" и в таких условиях за 10 лет учёбы можно одуреть!!!! Причём как умным ребятишкам, так и двоечникам. Программа должна быть более гибкой и более "индивидуальной", чтобы вырастить полноценную личность.

Чем КАРДИНАЛЬНО местная система отличается от российской? А тем, что в местной системе чем больше ученик может сделать - тем больше его нагружают и ни как иначе! Например, чтобы изучать физику, химию и математику, необходимо набрать определённый средний бал! Или ты про класс internationalle ничего не слышал, Кость? Ребятишки, которые послабее в науках, проявят себя в другом... А не проявят - и не страшно! Фигня всё это!!! Зато они имеют возможность общаться с другими детьми. Программа даётся им на скорости и сложности, которую они могут проглатить и при этом не тормозить других детей, которые способны на большее в науках....
Что касается "идеологического воспитания", то оно есть в КАЖДОЙ стране. Почему Канада должна здесь выделяться????? Особенно Квебек!!! Чудом сохранивший французский язык.

Что касается "человеческого фактора", то идиотов хватает везде, в абсолютно любой стране! За 45 минут моего ребёнка на морозе в -33 градуса - я бы этого учителя порвал бы зубами, а уже потом бы пошёл разговаривать с директрисой....

А теперь самый главный фактор местной школы (ИМХО). Когда я смотрю на "местных" (не обязательно квебекуа по крови, но тех кто родился здесь), я всё время восхищаюсь их открытости, спокойствию, беззлобию, уравновешенности, доброжелательности, НАИВНОСТИ (практически детской) и кучу других доброжелателей, которые НАПРОЧЬ отсутствуют после российской школы! И пусть многие ученики не сильны в науках (Сежеп и универ это исправят при ЖЕЛАНИИ), зато они более ПОЛНОЦЕННЫЕ личности. Повторю, что это моё личное мнение. (Разумеется среди кебекуа тоже есть засранцы - а как же без них?!)

**
То, что касается местного университета, то в кратце могу сказать, что уровень преподаваемых знаний примерно тот же, что и в российских ВУЗах. Отличие составляет уровень ПРАКТИКИ. Разумеется, где больше практики, там и знания лучше усваиваются. Для тех кто живёт в Монреале и кому не лень, можете сходить НОЧЬЮ В ЛЮБУЮ ДАТУ в École Polytechnique и вы увидите, что универ полон студентов!!!! Сам уже провёл несколько "белых ночей", чтобы завершить тот или иной проект. Самое страшное (для меня) - ЭТО СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ!!!
На эмблеме Политеха находится пчела (похожа на муху) в шестерёнке, вокруг две ветки и подпись внизу "Ut tensio sic vis" - что недословно можно перевести как "Результат равен приложенному усилию". Ну и на последок шутка... Я эмблему Политеха ласково называю "Бляха Муха", что есть правда! =))