понедельник, июля 06, 2009

Экономия природных ресурсов

Охрана природных ресурсов.
Для начала хочу рассказать одну историю, произошедшую несколько лет назад. Одна моя русская знакомая снимала на пару вместе с бразильянкой квартиру. Кстати, как поточнее перевести слово ‘roommate’ (сосед по комнате) на русский язык, а то мне что-то кроме «сокамерник» ничего в голову не приходит? Итак, живут две девицы под одной крышей, платят за все пополам. Моя знакомая обожала стирать и делала это довольно часто. Ну как положено, белые трусики отдельно, красные носочки отдельно. Потом стала наблюдать, что ее соседка смотрит на нее недобро. Что за ерунда, думает знакомая. Ведь ни за воду, ни за свет они дополнительно не платили, все было включено в плату, как и сама стиральная машина. То есть за излишнюю стирку русской бразильянка не платила ни цента. Обращается к ней: «What’s up?!» (Что за хрень? Какого лешего ты ко мне докапываешься?). На что бразильянка ей на полном серьезе отвечает, что стирая помногу, та неэкономно расходует водные запасы планеты Земля. Во как!
Так вот, движение в защиту планеты набирает большие обороты. Идет массовая пропаганда этого. Только вот не всегда логичная. Допустим призывают людей принимать душ, вместо ванны. Хорошо, возможно в этом есть смысл, правда не в моем случае, за то время пока я стою под душем, может набраться три ванны, при условии, что вода не лимитирована. Только вот стоит посмотреть в окно, как мы увидим, как этой сэкономленной водой поливается газон в течении всего дня. А есть ведь еще и бассейны. Ну вода это еще не самое сильно. Более парадоксально мне видится экономия электричества. Начнем с лампочек. Последнее время очень настойчиво рекомендуют использовать экономичные лампочки, те, что потребляя 40 ватт, светят как 150, только стоят значительно дороже. Да, безусловно есть экономия, более того, иногда это просто необходимо в тех случаях, когда хочется света на 200 ватт, а светильник позволяет только 60. Только вот люди забывают, что когда они сами платят за тепло, вся экономия просто напросто пропадает. Объясню. Если вместо 200 ваттной лампы вкрутить 40, то электронагреватель восполнит эту разницу. Ведь вся мощность 200 ваттной лампочки уходит в тепло. Ну да бог с ними, с этими лампочками, пойдем дальше. Друзья из Германии мне рассказывали, что там, в подъездах, свет загорается только тогда, когда кто-то входит, после чего он тухнет. Экономят немцы свет. Здесь же свет в подъездах горит ВСЕГДА. Если же, по причине аварии, дом обесточивается, то включается аварийное освещение подъезда. Насколько я понимаю, это обязательно. Видимо, это связано с безопасностью. Ладно, пойдем дальше. Помниться в России, на всех рабочих местах была надпись: «Уходя, гасите свет.» Помните, да? Здесь, похоже, об этом даже не слыхивали. Во многих магазинах свет продолжает гореть после закрытия так, как во время рабочего дня. Мне довелось побывать в торговом и офисном центрах в ночное время. Все освещено. Мало того, кондиционеры как работали так и работают, создавая комфорт охранниках, делающих многокилометровый ночной обход. Вообще, все так светиться и работает в даунтауне в ночное время, что там стоит сильная жара. Достаточно отъехать от него километров на пять, как окружающая температура значительно падает. Это еще не все. Я часто наблюдал, как пустые стадионы стояли под сильными прожекторами. Там никого, зато как красиво. Только вот мало сочетается с 40 ваттной лампочкой.
Мне кажется, что тут сейчас пытаются привить населению то, что было у русских достаточно давно. Возьмем к примеру такую вещь как авоську. Классная штука была, скажу я вам. В дальнейшем она была заменена специальными сумками, очень прочными и дешевыми. На Украине они стоили по гривне. Мой батя обожал с ними ходить на рынок, хотя это было не очень модно, не стильно. Он часто ругался, когда они пропадали из его дома. А оказывались они в домах его сыновей. Те, бывало придут к нему домой, возьмут что-нибудь в эти сумки, а обратно принести забудут. Вот и доставалось им обоим. Со временем в обиходе стали все больше и больше появляться одноразовые пакеты, мы стали более современными, стильными. Уже и в голову не приходит идти в магазин с собственной сумкой. Здесь же сейчас людей переучивают. Заставляют их приносить свои сумки. Хотят меньше использовать пластиковые пакеты, чтобы сберечь окружающую среду. Местный вино-водочный магазин перестал вообще их выдавать, нужно покупать специальную сумку. Другие супермаркеты стали брать 5 центов за пакеты. Я посмотрел на те пакеты, увидел, что они стали значительно больше и удобнее, и решил их покупать, чем заморачивать себе голову многоразовой сумкой. К тому же пакеты у меня в доме пользуются спросом.
Экономия бумаги. В общественном транспорте недавно ввели пластиковые карточки вместо прежних бумажных билетов. В чем причина? Как мне объяснили, это связано с экономией бумаги. Я смотрю на прежний маленький билет, а потом перевожу взгляд на ту кучу газет, которую раздают при входе. Да уж, сэкономили. Надо сказать, что здесь при входе в метро выдают две большие газеты. Помимо этого существует огромное количество бумажной рекламы. Ее специально развозят по домам, русские эмигранты заняты в этом бизнесе. А еще добавим сюда то, что многие выписывают газеты и я видел как в одно только здание приходило 200 кг газет ежедневно. Конечно же, не все выбрасывается сразу на свалку, часть отправляется на переработку, но далеко не все.
Помните фильм «Гостья из будущего», где главный герой бегал по далекому 2080 году с пустыми бутылками из под кефира? Что там будущее! Прошло только 25 лет и моя дочка не имеет представления откуда эти бутылки и почему он их не выбросил. Пришлось объяснить, что молочные и пивные бутылки раньше принято было сдавать. Причем не из-за экологии, а из экономии. Но что я вам скажу, здесь тоже принято сдавать бутылки! Жестяные и пластиковые. На них добавляют цену при продаже, после употребления напитка пустую бутылку можно бросить в специальный аппарат и получить денежку. Как то на работе натолкнулся я на три больших мешка с такими банками. Вот, думаю, богатство то привалило! После работы пошел их сдавать. Нашел магазин с автоматом, и стал туда забрасывать банки. Дело оказалось нелегким. Автомат раза четыре ломался, его ремонтировали. Времени ушло много на всю эту процедуру. Когда я посчитал деньги и затраченное время, то вышло в аккурат столько же, сколько обычно я получаю за такое же время на работе.
Все-таки не принято в культуре канадцев экономить. Приведу еще один пример, который недавно поразил меня. В новой квартире стоит газовая плита. Вроде бы ничего удивительного, кроме способа расжига. Раньше у нас в ходу были спички, пъезозажигалки, потом появились встроенные в плиту зажигалки. Здесь по другому. Внутри плиты находятся два маленьких вечных огня. Открываешь газ, он доходит до них и загорается. Оригинальное решение, нечего сказать. А если он потухнет, спросите вы? Тогда газ пойдет наружу, именно так я обнаружил данный огонь. Зашел в квартиру вместе с владельцем, почувствовал запах газ, сказал ему об этом, он открыл плиту, увидел, что один огонек потух, пообещал починить. Два маленьких огонька, вроде бы ничего. Только вот плита все время горячая, поэтому на кухне жарче, чем в других комнатах.
Напоследок, раз уж я завел разговор о бытовых машинах, скажу про стиральные машины. Немного другой подход у них, чем у европейских. Как мне говорят, он более экономичный. Если европейские могут стирать по 2.5 часа, то здесь максимальный режим составляет 40 минут. Экономично! Вот и ценятся европейские более чем в два раза дороже обычных. Ну еще у местных есть такой нюанс – они воду не греют. Мне это показалось очень странным, потому что в отличии от России, где вода централизована, здесь воду греют в каждом доме. Но, так уж принято. Другая сторона земного шара, другой континент, другой мир.

5 комментариев:

Nicolas комментирует...

1. Экономия воды.
Это самая смешная экономия в Канаде. Во-первых, колличество озёр в Канаде намного превышает СУММУ ВСЕХ озёр других стран! Во-вторых, здесь не пустыня и пресная вода пополняется всегда. Для чего здесь экономить воду? Это не Европа, где на одну лужу претендуют 10000 человек!

2. Электричество.
В Квебеке самое чистое и очень дешёвое электричество. Чистое оно потому, что ГИДРО (водичка на севере провинции крутит турбины, чем радует все близлежащие провинции и даже часть США). Теперь очень интересный момент! Чем больше энергии потреблено (т.е. продано), тем лучше ГидроКвебеку. В то же время, именно, ГидроКвебек ведёт основную пропаганду экономии электроэнергии! Почему? Ответ более странный - для увеличения ПРИБЫЛИ! Поясню. Новое оборудование никто, пока мест, не хочет устанавливать (это ОЧЕНЬ дорого). Как истинные буржуа, ГидроКвебек старается "выжимать" всё возможное из уже имеющегося оборудования. При этом: в свою провинцию ГидроКвебек продаёт энергию по ощутимо более низкой цене, чем в те же США. При том же количестве энергии - желательно, чтобы квебекская часть была поменьше, а экспортная побольше...

3. Освещение магазинов.
Если хозяин магазина выключит свет в ночное время, его оштрафуют. Здесь такой закон! В первую очередь, это безопасность (в неосвещённый магазин воры полезут более охотно)

4. Освещение стадионов.
Например, в Mont-Royal все стадионы освещены до 10 вечера, т.к. до этого времени работает Centre Loisir.

5. Галогенные лампочки.
Вытеснение ламп накаливания новым типом лампочек - это мировое течение. Лампы с нитью накаливания имеют очень низкий КПД, но они не мерцают. Лампы с инетрнтым газом при той же мощности имеют намного больший коэффициент освещённости, но они мерцают и имеют большую инертность (чтобы галогенка засветила на всю мощь, требуется около 20 минут на разогрев газа). Таким образом, в светофоре галогенку использовать не получится (хотя на смену уже пришли светофоры со светодиодами).

6. Кондиционер.
В любом паспорте даже самого маленького кондиционера написано, что наиболее экономичный режим, если кондиционер НЕ ОТКЛЮЧАТЬ! Самая большая нагрузка, а соответственно и потребление, ложиться на "сбивание" температуры и понижения влажности. В режиме "поддержания" кондиционер потребляет ощутимо меньше. (если помнишь, то потери прямо пропорциональны квадрату тока)

7. А вот с пакетами ПЕРЕБОР!!!! То, что раньше было бесплатно, теперь платно. Очень хорошая экономия!
Был как-то в Maxi&C. Смотрю объявление, что ".. с 12 апреля пакетов больше не будет ...". Затариваюсь, прохожу кассу, беру пачку пакетов (штук 100, не меньше) и с наглой рожей кладу в рюкзак. Теперь, когда случается затариваться в Макси, я аккуратно складываю купленное в фирменные пакеты с надписью и эмбемой магазина, но которые уже давно не существуют. Так и хочется каждый раз задрать голову на камеру и сказать "бе-бе-бе"... Вот только поймут ли они по-русски?

Короче говоря, моё мнение такое, что "экономика должна быть экономной", но перебарщивать не надо! Если я, скажем, зарабатываю 30000$ в месяц - я БУДУ ездить на машине с трёхлитровым движком, я БУДУ поливать газон 24 часа в сутки и мыть свою машину водой, я БУДУ освещать свой двор (деревья, клумбы...) тысячью лампочками с нитью накаливания 24 часа в сутки... ИБО Я ИМЕЮ ПРАВО ТРАТИТЬ СВОИ ДЕНЬГИ ТАК, КАК ХОЧУ ТОГО Я! И если кто-то меня начнёт упрекать в неэкономии - получит в дыню! Свой нос держите в своём дворе...

Constantin комментирует...

Коля как всегда вносит интересные дополнения, о которых я не знал. Особо понравилось про ГидроКвебек. Я думал, что они являются поставщиками лампочек и терморегуляторов и потому их старательно продвигают.
Ну и как всегда меня тянет поспорить с Колей на технические темы. Это про кондиционеры. Можно посмотреть данную инструкцию, где сказано про экономию?
Мне вот так и хочется блеснуть своими прежними знаниями, все же таки по образованию я энергетик, и сказать, что закон Джоуля Ленца, на который ссылается Коля, в данном случае не подходит, привести данные из курса электрических машин, вспомнить термодинамику и проче и прочее. Только вот нужно ли? Ведь ддя таких читателей как Марина, а таких большинство, это просто темный лес. И потому скажу по житейски, чтобы всем было понятно. Я полагаю, что кондиционер за 15 - 30 минут усиленного режима потребляет значительно меньше электричества, чем за 10-12 часов средней работы для поддержания температуры.

Морская комментирует...

Косте. Еще раз обобщи меня с кем-то, и я прямо здесь расскажу, ЧЕМ я от других читателей отличаюсь...

Николя. Очень интересно и понятно ("Кто ясно мыслит, тот четко излагает"). Но насчет энергосберегающих люминисцентных ламп (актуальный вопрос), даже полазив по инету, нигде не нашла информации по поводу их якобы мерцания... =-I

Nicolas комментирует...

-------------------
Существует два способа поджига люминесцентных ламп - электромагнитным и электронным балластом. Тип балласта влияет на зажигание ламп, а также на мерцание в работе и срок службы поджигающих электродов.При поджиге люминесцентных ламп с электромагнитным балластом происходит до 30% потерь электроэнергии. Основным отличием люминесцентного светильника с электронным балластом от такого же светильника с электромагнитным балластом, помимо энергосбережения, веса и объема, является частота мерцания: Лампы с электронным балластом работают с высокой частотой мерцания около 42000 Гц в секунду, тогда как лампы с электромагнитным балластом работают с частотой 100 Гц в секунду, что при длительном использовании вызывает усталость глаз.
-------------------

А вот что пишут производители энергосберегающих ламп

-------------------
Электронный блок или электронный пускорегулирующий аппарат (ЭПРА) обеспечивает зажигание (пуск) и дальнейшее горение люминесцентной лампы. ЭПРА преобразует сетевое напряжение 220В в напряжение, необходимое для работы люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам.
-------------------

Лампа с нитью накаливания обладает большой инерцией. Если выключить свет и тут же посмотреть на лампу, то видно как спираль "гаснет". Поэтому частота питающей сети в 50 Гц не видна. Лампа с нитью накаливания просто напросто не успевает "перенастроиться".
Лампы же с инертными газами и ртутью МЕРЦАЮТ все! Правда, если стартер работает на частоте в 48000 Гц, то это сложно заметить обычным глазом... А вот если зажечь энергосберегающую лампу возле включенного монитора (не ЖК!!!) или телевизора и поводить рукой вдоль плоскости экрана - мерцание будет очень заметным. Такой же опыт с лампой накаливания не пройдёт.
Так что верим производителям и не верим собственным глазам!

Удачи.

Морская комментирует...

Спасибо, Николя...
Но у нас уже практически везде в квартире энергосберегающие лампы... Особого вреда, тьфу-тьфу, не наблюдается.