четверг, сентября 17, 2009

С каким языком в Монреале жить хорошо

Недавно одни знакомые меня спросили: « А какой язык более необходим в Монреале?» Что же, хороший вопрос. Оно понятно, с одной стороны, в провинции Квебек официальный язык только один – французский. С другой стороны, в Монреале большое количество людей, говорящих на английском. Мне кажется, что Монреаль единственный двуязычный город в Канаде, а может даже и на всем Североамериканском континенте. Ибо в других провинциях говорят только по английски, а в других городах Квебека только по французски. В Монреале же основными являются два языка. Иногда бывают конфликты. Придет, бывало, англофон в какую –нибудь службу и упрямо требует, чтобы его обслуживали на английском языке. У него принцип такой – «Мы живем в Канаде». А некий франкофон также будет упрямо требовать обслуживания на французском. «Мы живем в Квебеке!» Хорошей иллюстрацией этого служит фильм «Bon cop, Bad cop». Ну фильм фильмом, я же расскажу о личных наблюдениях.
Помниться когда я заканчивал школу французского языка и решал, куда мне лучше пойти учить английский, один из моих одногруппников посмеивался надо мной. Он утверждал, что в Квебеке английский не нужен, учить его это только тратить время. Ну может кому то он и не нужен, кто то сможет обойтись без него, я же чувствовал, что мне он будет необходим. И чутье меня не подвело. Первая моя работа на полный день требовала именно знания английского. Знание французского там не понадобилось. Точнее сказать так, французский на работе мне иногда был нужен, но при приеме на работу его не требовали.
Теперь общие наблюдения среди знакомых. Случаи самые разнообразные. Кому то нужен английский плюс иврит, кому то английский плюс хороший русский. Кто то работает только со знанием французского и довольно таки успешно. А кому то помимо английского и французского необходим также и испанский. Связка английский плюс французский является наиболее распространенной. Иногда правда бывает так, что при приеме на работу требуется французский (поскольку он официальный язык), на практике же обходятся только английским. Нужно также напомнить, что более состоятельные жители Монреаля говорят по английски, соответственно к этому нужно приспосабливаться. И что интересно, даже франкофоны мне часто говорили, что английский здесь просто необходим. Надо сказать, что это подбадривало меня когда я учил инглиш.
Приведу еще несколько примеров. Одна моя знакомая по французской школе, англофонка, стала учить френч когда ей было уже за сорок. Просто при приеме на работу у нее стали часто спрашивать знание его. Это то и сподвигло ее на такой серьезный поступок, как изучение другого языка. Училась она очень старательно, была лучшей ученицей в классе. После этого пошла искать работу и ей дали именно такую, где нужен только английский. Она была так разочарована, столько усилий впустую. А знания стали потихоньку выветриваться от того, что она ими не пользовалась.
Другой пример. Когда мы ездили на сплав, то я обратил внимание, что наша команда в основном говорит только по английски , ребята французского не знают (русский не в счет). И судя по машинам, они не бедствуют.
В общем я склонен рассматривать знания языков как ключи к дверям. Есть двери к которым не нужны никакие ключи, есть двери, к которым нужен только французский ключ, есть двери к которым нужен английский, а есть и такие где нужны оба. Выходит, что знание дополнительного иностранного языка увеличивает шансы не вдвое, а в трое и четверо. Становится очень удобно. И это не только при устройстве на работу, но и в повседневной жизни. Получается, что ты можешь общаться практически со всеми, нет зависимости от какого либо языка. Своего рода это свобода.

4 комментария:

photon комментирует...

Начну с самых бедных франкофонов Квебека:


Laurent Beaudoin – директор Bombardier с 1975 года. Родился в Laurier Station (Québec). Закончил колледж Святой Анны в ДВУЯЗЫЧНОЙ провинции Nouvelle-Écosse.


Michael L. Turcotte – административный директор Hydro Québec. Закончил колледж Jean-de-Brébeuf de l’Université Laval. Если посмотреть ВЕСЬ список управляющего персонала Hydro Québec, то увидишь только французские фамилии.


Cirque du Soleil – основан двумя франкофонами Guy Laliberté и Daniel Gauthier. По сей день он и принадлежит франкофонам и администравный офис находится в Монреале (quartier Saint-Michel). Самый богатый цирк принадлежит франкоговорящим!


- - - - - - -


Один из твоих одногруппников посмеётся над тобой и сегодня! Из 4 млн. человек живущих в Большом Монреале Монреаль + Лассаль + Ляшин+...) всего 350 тыс. говорят по-английски. Из этих 350 тыс. всего 100 тыс. урождённых англофонов. Остальные – это индусы и китайцы. Там, где ты сегодня работаешь, язык ВООООБЩЕ не важен! «Привет», «пока», «брейк» и несколько десятков названий по работе.... Мне-то ты не сможешь соврать! Я работал на таких работах.
Согласно закону 101 в Квебеке все предприятия, где работают больше 50 человек обязаны вести всю документацию на французском языке и официальный язык общения также французский. Это контролировалось жёстко. Именно поэтому ОЧЕНЬ много англофонских предприятий свалило в Торонто. Так что на всех НОРМАЛЬНЫХ предприятиях в Квебеке (и даже в Монреале) все говорят по-французски. Шаражки на 15 человек никто контролировать особо не будет...



«Судя по машинам» - это постсоветское мышление! Когда проезжаешь по маленьким загаженным улочкам как Goyer, то всегда видишь много КРУТЫХ машин. Часто даже спортивные двухдверки с очень низкой посадкой. Однако человек, который действительно хорошо зарабатывает, живёт в частном доме – вот это уже показатель! Крутую машину в Канаде может иметь ЛЮБОЙ, кто сидит на социалке и потихому подрабатывает за 10 в час.


Нужен ли английский язык? Нужен! Чем больше ты знаешь языков – тем лучше! Необходим ли английский язык, чтобы жить в Квебеке? Абсолютно нет!


За 4 года жизни английским языком я пользовался раза три от силы. Английский у меня хороший (без практики, скажем, он был хорошим). В России у нас (с моей супругой) был друг из США, который женился на русской преподавательнице и остался жить в России. Супруга его была не очень довольна этим фактом – ей хотелось уехать в США. Но т.к. дядька был уже на пенсии – 1500 $ в месяц в США и в России – две огромные разницы. Короче, не в этом суть. По-русски дядька не говорил. Мы с ним общались очень часто (в гости после работы, дни рождения, новый год...). Именно он нам объяснил как проходить иммиграцию....
Короче. Даже сегодня мне английского достаточно для того, чтобы общаться, смотреть фильмы, слушать радио и т.д. Но ПРАКТИЧЕСКОГО применения я ему за 4 года так и не нашёл! Любой образованный англофон в Квебеке ВСЕГДА говорит по-французски. С индусами и китайцами мне общаться как-то не требуется...



А теперь поправочка. Один твой знакомый с курсов французского языка тебе сказал, что ЕМУ не нужен английский, чтобы нормально устроить здесь свою жизнь. Никто лично над тобой не смеялся. У тебя слишком странное самомнение – тебе кажется, что все вокруг говорят только о тебе...

Constantin комментирует...

Ну вот и Коля снова появился. Ну что же, милости просим.

Закончил колледж Святой Анны в ДВУЯЗЫЧНОЙ провинции Nouvelle-Écosse.

Если уж сыпешь фактами, то, пожалуйста, проследи за их правильностью. Единственной официально двуязычной провинцией в Канаде является Нью Брансуик, а не Новая Шотландия.

Любой образованный англофон в Квебеке ВСЕГДА говорит по-французски.
Так точно, ВСЕГДА, даже со своей женой. "Дорогая, мы же в Квебеке, мы должны говорить по французски".
ДА, еще одна большая тайна, может быть ты не знал, но преподаватели МакГилла говорят по английски. Причем большинство из них ВСЕГДА. Наверно это сборище недоучек и дилетантов.

(Примечание. Университет МакГилл является одним из самых престижных университетов Канады)

photon комментирует...

В École Polytechnique у меня уже два предмета читали преподаватели из McGill. И о ЧУДО! Лекции велись на ФРАНЦУЗСКОМ языке!!!!!
Не спорю, на последнем году обучения (по специализации, которую я выбрал) есть три предмета, которые будут читаться на английском языке в McGill. Странно? Да? А вообще ВУЗы здесь нанимают преподов в зависимости от запроса. И препод может один год работать в UQAM, затем в Concordia, McGill, UdeM. И вот так вот ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОЛОСЛОВНО заявлять, что ВСЕ преподы в McGill говорят ТОЛЬКО по-английски СМЕШНО!!!!!
Я не претендую на абсолютность. Я не знаю ВСЕГО, что есть в мире (и, к сожалению, никогда не узнаю - жизнь слишком коротка для этого). Но есть вещи, в которых я уверен. Это когда ты собственной шкурой пережил то или иное событие.

Пару слов о престиже. McGill даёт больше классического образования (читай, гуманитарного), хотя есть и техническое тоже. École Polytechnique находится сегодня на первом месте по техническому образованию. Что будет завтра - проснёмся, увидим.

- - - - -
В предыдущих фразах Костя уверенно заявил, что "Ибо в других провинциях говорят только по-английски", но тут же всплывает новая провинция Нувель Брансуик... Вообще-то в трёх провинциях говорят по-французски. Более того, ВЕЗДЕ говорят по-французски. Например, в Едмонтоне (Альберта) недалеко от аэропорта есть квакский квартал (даже магазины с французскими вывесками). В Нью Йорке, в Токио, ... есть французские кварталы. Например, великий Джо Дассэн родился в Нью-Йорке во французской семье. И, как ни странно, французский язык у него весьма не плохой (т.е. не только родители давали язык!)

Что касается конкретно меня, то я повторю то, что уже говорил миллион раз. Когда я только прилетел в Монреаль (потому что здесь живёт моя родственница), я хотел "осмотреться" и уехать в Торонто (соизначально так и планировалось, да и английский у меня был достаточным, а вот франсэ был по нулям). В Торонто и Оттаву я съездил, но ЛИЧНО мне понравилось больше в Квебеке. Здесь жизнь более вкусная что ли. Я не могу этого объяснить, но в сердце запал именно Квебек.
Люди, которые остаются в Квебеке и требуют английский язык, меня чуток раздражают. Хочешь говорить ТОЛЬКО по-английски, никто тебя в Квебеке не держит! В Онтарио и климат теплее и зарплаты получше. Чего здесь застрял-то??!?!
Т.е. я хотел сказать, что ЛИЧНО я выбрал Квебек, ЛИЧНО я выбрал французский язык, ЛИЧНО я за отделение Квебека, ЛИЧНО я за "сваливание" оставшейся англофонской части Квебека в англофонскую часть Канады. ЛИЧНО, ИМХО. Я люблю эту провинцию, я люблю этот город, я чувствую себя как дома...

Анонимный комментирует...

Ну, навалились на парня!!!!
Вы, конечно, правы, насчет приоритета французского в Монреале.
Но я солидарна с автором статьи, за 6,5 лет жизни в Монреале, я выучила около 50 примитивных слов на французском и прекрасно общаюсь на английском с кем то ни было, ну разве что глубокая деревенщина кваков квакает только на им понятном квебекуа...а весь современный Монеаль отлично владеет английским....